Освобождение Южного Сахалина
и Курильских островов. 19 августа
20 АВГУСТА 1945 Г.
Утром этого дня корабли в сплошном тумане подошли к порту Маока (ныне Холмск). В 7 час. 33 мин. последовал сигнал начать высадку.
Катера первого десантного отряда устремились в центральную и южную гавани порта, быстро ошвартовались у причалов и в течение трех-четырех минут высадили первый бросок десанта. Затем они отошли на рейд и включились в подавление огневых точек противника, начатое кораблями артиллерийской поддержки. Застигнутые врасплох, японцы вначале не оказали организованного противодействия десанту, но со временем бой за высадку становился все более упорным.
Сторожевой катер «МО-35» из первого десантного отряда при подходе к порту Маока в тумане оторвался от других катеров, обнаружил северную гавань и, ошибочно приняв ее за центральную, направился к пирсам, но на пути к ним сел на мель. Попытки самостоятельно сняться с мели не удались, и десантники высадились в воду. Вскоре японцы обнаружили катер и открыли по нему артиллерийский и пулеметный огонь. На «МО-35» возник пожар. Осколки снарядов пробили бензоцистерну и повредили пожарную магистраль, но усилиями экипажа пожар был ликвидирован. Катер вел ответный огонь. Его командир капитан-лейтенант Александров, будучи раненным в голову и руки, продолжал руководить экипажем, показывая пример мужества и выдержки.
Стремясь поскорее разделаться с «МО-35», японцы установили на берегу в 100–150 метрах от катера 47-мм орудие, но оно не успело сделать ни одного выстрела: пулеметной очередью катерники уничтожили этот орудийный расчет. Более часа продолжался неравный бой, пока в гавань не прибыл «БО-302» и не снял наш катер с мели.
Тем временем высадка нашего десанта в центральной и южной гаванях порта Маока шла успешно. Участники первого броска, несмотря на возрастающее сопротивление японцев, метр за метром овладевали причальными линиями. Через 40 минут после начала высадки морские пехотинцы заняли часть построек порта, и в центральную гавань вошли тральщики с первым эшелоном десанта. Вслед за ним начал высаживаться второй эшелон. Это обеспечило быстрое наращивание сил на берегу.
Развивая успех первого броска, сводный батальон морской пехоты к 12 часам овладел всеми постройками порта и завязал бой за центральную и восточную части города. Подразделения 113-й стрелковой бригады развернули наступление на северную и южную части города.
Два японских пехотных батальона, поддерживаемые артиллерийским, минометным и пулеметным огнем, оказывали сильное сопротивление. Нелетная погода лишала десант поддержки с воздуха, а артиллерийский огонь наших кораблей часто прерывался, так как видимость в тумане порой не превышала 50–60 метров. Несмотря на это, к 14 часам 20 августа десант овладел портом и городом Маока. Противник, потеряв свыше 300 солдат и офицеров убитыми, до 600 пленными, начал отступать в глубь острова вдоль железной и шоссейной дорог.
Освободив город, наш сводный батальон морской пехоты стал продвигаться по побережью, а 113-я стрелковая бригада – вдоль железной дороги Маока – Отомари (Холмск – Корсаков). Выбив противника с железнодорожных станций Томамай и Отакай, бригада к исходу дня подошла к Футомата (Чапланово). Здесь отступавшие японские войска заняли господствующие высоты и вынудили наши войска перейти к обороне.
Наступательная операция наших войск продолжалась на Курилах.
20 августа ЗМ «Охотск», СКРы, тральщик, военный транспорт «Пугачев» и гидрографическое судно «Полярный» направились во Второй Курильский пролив, чтобы попасть на остров Парамушир. Там они подверглись обстрелу береговых батарей, и им пришлось отходить, прикрываясь дымовой завесой. Когда это стало известно нашим войскам на Шумшу, десант перешел в наступление и отбросил японцев на 5–6 км в глубь острова. Это подействовало отрезвляюще, и японцы сложили оружие.
Продолжение:
Освобождение Южного Сахалина
и Курильских островов. 21-23 августа
|