Промышленный лов лососевых в островной области набрал беспрецедентно высокий темп.
РЕКОРД ЗА РЕКОРДОМ
Минувшая неделя запомнится сразу несколькими знаковыми событиями, произошедшими на голубой ниве. И первые по значимости – это очередные рекорды, установленные участниками главной путины года. Сначала отличились наши соседи по региону – на Камчатке добыли более 200 тыс. тонн красной рыбы. Таким образом, здесь не только преодолели рекордную планку «урожайного» на рыбу 2009 года, с его 190-тысячным выловом, но еще и вплотную приблизились к самому большому за всю историю наблюдений за дальневосточным лососем результату, который отмечался в далеком 1928 году.
Для нас этот рекорд интересен прежде всего своим ценовым эхом, докатившимся до островной области. Нарастающие поставки рыбы с Дальнего Востока напрямую влияют на отпускную стоимость лососевых, а значит, и на экономические результаты путины. Сохранить здесь разумный баланс далеко не просто, но то, как он складывается, пока устраивает всех – и рыбаков, и потребителей их продукции. Например, по сведениям аналитического центра информационного агентства по рыболовству, в нашем регионе средняя оптовая цена на горбушу нынешнего улова опустилась до 55–60 руб./кг, а в Москве – до 86–95 руб./кг. Стоимость же килограмма лососевой икры упала с 1,4 тыс. на начало путины – до 1,2 тыс. рублей. Более того, как заявил на днях глава Росрыболовства Андрей Крайний, можно ожидать, что цена на все лососевые будет падать. При нынешних рекордных уловах в регионе это – вполне закономерно.
В розничной торговле картина выглядит еще ра-зительнее: по сравнению с началом путины стоимость горбуши нынешнего улова в рознице снизилась на Сахалине более чем вдвое – со 150 до 60 рублей за 1 кг. А уж сами рыбопромышленники, доставляющие собственным транспортом свежевыловленную рыбу в Долинск, Южно-Сахалинск и некоторые другие города области, охотно отдают ее населению и вовсе по 35–45 руб./кг. Если же учесть, что путина в самом разгаре, то без рыбы наверняка не останется никто из любителей свежего лосося.
О другом рекорде сообщил на одном из минувших заседаний дальневосточного штаба лососевой путины заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов. Оказывается, сахалинские промысловики стали лидерами по темпам роста вылова красной рыбы. С начала нынешней путины на наших островах взяли лососевых на 37,2 проц. больше, чем в упомянутом 2009 году. В целом же областной улов уже перевалил отметку 95,9 тыс.т. Эта статистика свидетельствует о том, что на Сахалине и Курилах уже освоено более половины планировавшегося ранее объема горбуши. Причем к экватору страды темпы вылова не снижаются – на восточном побережье ежесуточно выбирают из неводов от 2 до 4 тыс. т рыбы. В такой ситуации местная береговая переработка уже не справляется с наплывом сырья, и его начали отгружать на предприятия тех муниципальных образований, куда массовые скопления лосося пока не подошли.
На помощь промысловикам продолжают подходить и суда, имеющие на борту рыборазделочные цеха и морозильники. Сегодня стоящая у Сахалина флотилия насчитывает 39 таких «плавучих предприятий». Большую их часть традиционно составляют суда сахалинских же компаний, но на приемку в эту горячую пору встали также камчатские, хабаровские и магаданские переработчики. Вместе они уже приняли на борт более 23,6 тыс. т лососевых. Примечательно, что часть обработанной ими рыбы, минуя наши берега, сразу же перегружается на транспортники. Как сообщил выступивший на последнем заседании анадромной комиссии начальник координационного центра СахПУБО ФСБ России Вячеслав Борисевич, основными при доставке этой продукции на внутренний рынок стали порты Приморья. Одновременно более 2,3 тыс. т лососевых отгружено на суда, ушедшие за рубеж, в японские порты Отару и Исикай.
НАДЕЖДА УМИРАЕТ ПОСЛЕДНЕЙ
На фоне промысловой горячки на восточном побережье острова разительным контрастом смотрятся пустые невода рыбаков в некоторых других промысловых районах. Особенно часто традиционный вопрос: «Ну, и где горбуша?» – звучит от промысловиков юга Сахалина. Несмотря на прогноз ученых, согласно которому массовые скопления лососевых должны были появиться здесь в начале нынешнего месяца, анивские рыбаки выловили сущие крохи – чуть более 5 т горбуши. А ведь планируется, что одно из самых уловистых мест Сахалина – залив Анива – даст в общую копилку главной путины года от 15 до 20 тыс. т этого вида лососевых.
Впрочем, затишье воцарилось не только на рыбацких станах Анивского взморья. Комиссия по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб, заседание которой 5 августа провел заместитель председателя правительства области Сергей Карепкин, приняла решение приостановить промысел на юго-западе Сахалина. Местные промысловики уже подняли крылья ставных неводов и зашили ловушки. Столь серьезный маневр в ходе нынешней путины предпринят по рекомендации ученых СахНИРО. Как пояснил заведующий отделом лососевых исследований этого института Александр Каев, интенсивного промысла так называемой проходной, япономорской, группировки горбуши в этом районе не ожидалось и ранее. В начале же августа прогноз отраслевого института подтвердил и ход промысла, за все время которого на юго-западе добыли всего около 54 т лососевых. Словом, первый этап путины здесь явно разочаровал ее участников. Вместе с тем вводить окончательный запрет на промышленный лов горбуши на юго-западе Сахалина пока не стали – в августе сюда могут подойти значительные скопления уже группировки тихоокеанского лосося.
Кстати, ученые отметили появление второй волны горбуши у юго-востока Сахалина. И это, пожалуй, лучшее подтверждение тому, что надежды промысловиков южных районов острова на хорошие уловы еще могут оправдаться.
ОПЯТЬ ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ…
В самый разгар путины тревожный сигнал подали независимые перевозчики рыбопродукции нашей и Амурской областей, Хабаровского и Приморского краев. Суть письма, с которым они обратились к главному федеральному инспектору по Сахалинской области, в областную прокуратуру и в территориальное управление Федеральной антимонопольной службы, до боли знакома – перевозчики жалуются на дополнительные поборы со стороны незваных контролеров. В письме, частности, сообщается, что едва в порты Корсакова и Холмска потянулись автофуры с лососем, как от их владельцев потребовали пройти дополнительную ветеринарно-санитарную обработку. Без этого, мол, ни одна автомашина с рыбопродукцией не будет допущена в порты.
Примечательно, что обрабатывать автотранспорт на мойке компании «ЖелДорЭкспедитор-А» предлагает действующая на портовой территории компания с названием… «ЖелДорЭкспедитор-Авто». При этом стражи ветеринарно-санитарного порядка в качестве основания для своего простенького бизнеса имеют письмо Россельхознадзора № 02-24 от 17 мая 2011 года. И мало того что за услуги «сладкой парочки» требуется выложить до 12 тыс. рублей с каждого авторефрижератора, так и сами-то эти услуги, по сути дела, никому из перевозчиков не нужны. Работая на вывозе нашего лосося не первый год, они обязательно проводят санитарную обработку и подготовку своего автотранспорта в Центре гигиены и эпидемиологии в Сахалинской области. Однако официальные документы этого солидного учреждения, как выяснилось, значат для руководства «ЖелДорЭкспедитор-Авто» куда меньше, чем простенькая квитанция о промывке транспорта… Да, читатель, вы угадали – от корсаковской мойки с названием «ЖелДорЭкспедитор-А».
Первыми на беды перевозчиков откликнулись, естественно, наши рыбаки. Координационный совет рыбохозяйственных объединений Сахалинской области уже направил свое письмо на ту же тему полномочному представителю президента в Дальневосточном федеральном округе В. Ишаеву, члену Совета Федерации от островной области А. Верховскому и в ряд других инстанций. Отреагировала на явное беззаконие и Сахалинская межрайонная природоохранная прокуратура. В ответе ее прокурора Юрия Хщеновича прямо сказано: « Необоснованные требования сотрудников управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям в предоставлении документов, подтверждающих промывку транспортного средства, нарушают права перевозчиков на свободную законную хозяйственную деятельность».
Конечно, с «бизнесменами от помывки» заинтересованные органы рано или поздно разберутся. Но ведь путина вышла на самый пик, сегодня не то что каждый день – каждый час на счету. Похоже, придется нашим рыбакам все чаще отгружать рыбу из неводов прямиком на подходящие к Сахалину суда. А уж те повезут продукцию без всяких помех, поскольку на море доходную помывку транспорта никто еще организовать не умудрился. Кстати, наши соседи-камчадалы сумели отправить напрямую в Санкт-Петербург первый груз лососевых нынешней путины. Партию рыбопродукции 18 тыс. т уже везут Северным морским путем, а всего с Камчатки нынешним летом по этому маршруту планируется доставить 43 тыс. т лососевых. Наглядный пример, не правда ли?..
|