Японские производители сделали шаг навстречу, сахалинцы ждут второго.
Выставка-ярмарка продуктов и товаров с Хоккайдо, прошедшая на выходных в областном центре, – самое первое на Сахалине мероприятие такого рода. Говорят, нечто похожее до этого проводилось только один раз во Владивостоке.
Заявленный список выглядел внушительно: 16 производителей продуктов питания, пять компаний с технологиями и товарами для регионов с холодным климатом, несколько представителей от сферы туризма, поставщик товаров для отдыха и рыболовных снастей. Естественно, многие жители Южно-Сахалинска проявили интерес к мероприятию.
К сожалению, действительность выглядела не так захватывающе. Один стенд с продуктами, включающий их дегустацию и продажу, ларек с рыболовными снастями, информационный прилавок с картинками технологий и еще один такой же раздел про туризм. На этом – все.
Продуктовые поставщики с Хоккайдо сделали ставку на национальную кухню: лапша «Рамэн», супы из белой кукурузы и мисо, соусы из сои и водорослей, традиционные закуски. Кроме того, по паре видов различных сладостей и орешков.
Сразу стоит отметить, что все эти продукты явно нацелены на ценителя и гурмана. Не только из-за подчас непривычного для нас вкуса, но и из-за высоких цен, которые вряд ли позволят сахалинцам ввести хоккайдские товары в свою повседневную кухню.
Несколько большие перспективы для сотрудничества представил стенд японских технологий, отточенных под северные условия. Эти технологии отрабатывались не один десяток лет, и нам есть чему поучиться у близких соседей.
Так, в строительной отрасли ими разработаны особые методы вентиляции зданий, холодо-, жаро- и влагозащитные покрытия, уникальные способы теплоизоляции, повышения сейсмостойкости. Предлагают японцы и специальные виды дорожного покрытия, предотвращающие скольжение или вспучивание асфальта.
Компания «Норс План» совместно с правительством Сахалинской области уже разрабатывает проект по установке противолавинных и противоснеговых ограждений в Томаринском районе. В числе интересных предложений также представлены противоветровые панели для дорог или специальные заборы, благодаря которым весь снег сдувается с дороги на обочину.
А вот непосредственно строительство было представлено лишь одной фирмой – сахалинской, предлагающей двухэтажный жилой деревянный дом по японской технологии. Директор предприятия Томас Богданов пояснил, что этот дом идеален для северных регионов, обладает повышенной сейсмостойкостью и энергосбережением. Однако его цена под ключ – 70 тыс. рублей за кв. м, при общей площади 160 квадратов. В общем, предложение не для среднего класса.
Зато среднему классу вполне доступен туризм на Хоккайдо. Правда, в число своих достопримечательностей японцы более всего любят включать заводы и фабрики, но есть там и зоопарки, места отдыха, проводятся фестивали.
Общий вывод, который можно сделать из прошедшей выставки-ярмарки: сахалинский покупатель в целом мало интересен южному соседу.
И это понять можно. Ведь только в одном городе Саппоро проживает в четыре раза больше людей, чем во всей Сахалинской области, про покупательную способность можно и не говорить. Судя по всему, основная часть выставки была подготовлена нашими островными предпринимателями, которые так или иначе заинтересованы в сбыте японской продукции, которую можно сегодня увидеть в разных продуктовых магазинах областного центра.
Однако сахалинцы помнят и другие выставки японских товаров. Более интересные и масштабные, где были представлены бытовые приборы, предметы интерьера, одежда и обувь – то, что в общем-то необходимо и доступно среднестатистической семье. И ведь многие из посетителей выставки надеялись и в этот раз увидеть нечто подобное. Думаем, что все это – впереди.
|