В первый класс Ира пошла, когда ей исполнилось шесть лет. Родители, бабушки, дедушки долго спорили между собой, отправлять ребенка в школу или подождать годик. Но так как они планировали, что учиться она будет в лицее, где перед поступлением нужно было пройти собеседование, решили: если пройдет – пойдет в школу сейчас.
Иринка идти хотела – заранее училась писать, читать и считать, разучивала скороговорки. Поэтому ответить на вопросы, заданные на собеседовании, для нее не составило никакого труда. И когда строгая учительница торжественно заявила: «Вы приняты!», счастью не было предела – «Я иду в школу! Я буду учиться!»
С огромным удовольствием девочка ходила с родителями по магазинам выбирать ранец, тетрадки, прописи и карандаши. Портфель был собран еще за неделю до 1 сентября.
Чего и следовало ожидать, в классе Иришка оказалась одной из самых младших. Но особой разницы между учениками никто не замечал – училась она ничуть не хуже других, старательно занималась на уроках, добросовестно выполняла домашние задания. Заметно помогла и дошкольная подготовка – то, чему многие только учились, девочка уже знала и умела, поэтому всегда тянула руку. Первый класс закончила хорошо и даже получила похвальную грамоту, которую, кстати, до сих пор заботливо хранит бабушка.
Да и сейчас повзрослевшая Ира ни капли не жалеет, что пошла в школу с шести лет. Когда заканчивали одиннадцатый класс, многим уже было по семнадцать–восемнадцать лет, ей же – шестнадцать, поэтому и в институте она оказалась самой младшей, а впоследствии младшей и на работе – это льстило. Впереди еще много времени, чтобы все успеть.
ГОТОВНОСТЬ СО ВСЕХ СТОРОН
Думается, что не только Ириным родителям пришлось столкнуться с такой дилеммой: отдать ребенка в школу в шесть лет или дать ему погулять, а заодно и подготовиться еще один год.
Принимать решение о том, когда отправить чадо в школу, всегда нужно индивидуально, ориентируясь на особенности ребенка. Не нужно идти на поводу у модных тенденций и тем более отдавать сына или дочку «за компанию» просто потому, что уже идут учиться, к примеру, дети знакомых. Родители должны понимать, что даже если малыш уже умеет читать и считать, то это еще не говорит о том, что он готов к школьному обучению.
– Для всесторонней оценки уровня готовности к школе необходимо обратиться к специалисту-психологу. Причем желательно первый визит нанести в январе-феврале, а второй в апреле-мае накануне предполагаемого первого учебного года, чтобы проследить динамику, – поделилась заведующая кафедрой психологии Сахалинского государственного университета, кандидат психологических наук, доцент Елена Власенкова.
Кроме умения читать-писать-считать, специалист обратит внимание прежде всего на коммуникативную готовность. Перед тем как идти в первый класс, ребенок должен уметь общаться со сверстниками, договариваться, идти на компромиссы, слушаться учителя, соблюдать субординацию в общении со взрослыми.
Психолог должен определить и степень мотивационной готовности, которая тоже является крайне важным моментом.
– Частенько малыш готов идти в школу не за знаниями, а просто ради покупки красивого ранца, канцтоваров и прочей приятной атрибутики. Это не будет служить положительным стимулом к учебе, – говорит Е. Власенкова.
Ребенок должен обладать и определенной волевой готовностью, то есть уметь контролировать свои желания и поведение. Даже если очень хочется встать и побегать, он должен иметь терпение высидеть урок.
Ну и, конечно же, специалист должен обратить внимание на речевую готовность. Первоклассник должен уметь не только отвечать на вопросы, но и задавать их, уметь пересказывать текст, хорошо описывать на словах не только действия, но и чувства, эмоции.
Лишь изучив все эти виды готовности к обучению, психолог может сделать заключение о предполагаемой успешной или, напротив, тяжелой адаптации ребенка к школе.
– Нередко ребенок плохо учится, не любит ходить в школу лишь потому, что слишком рано туда пошел. Поэтому родителям будущих первоклашек нужно принимать решение об отправке ребенка в первый класс только после консультации с психологом. Неплохо постараться познакомить ребенка со школой и учительницей заранее. Желательно походить на подготовительные занятия, опять же не ради самих занятий, а чтобы малыш привык к школьной атмосфере и чувствовал себя там уверенно. И даже если вы давно собирались отдать ребенка учиться в шесть лет, не надо бояться при необходимости переменить решение, – советует Е. Власенкова.
ГОТОВИМСЯ ДОМА
Лучше всего начать готовиться к школе еще за год до поступления. В первом классе у ребенка появятся новые обязанности, и лучше, если он будет готов к ним заранее.
Во-первых, до начала школьной жизни ребенка необходимо познакомить с правилами поведения на дороге. Первоклассники часто или чем-то сильно увлечены, или очень сосредоточенны, поэтому чем лучше они знакомы с правилами поведения на дороге и улице, тем спокойнее вы будете за них. Нужно заранее начать ходить с ним вместе до школы, чтобы выучить маршрут.
С самого первого дня от ребенка потребуется немалая самостоятельность: например, придется следить за сумкой со сменной обувью, чтобы нигде ее не забыть, помнить о домашнем задании и следить за временем по дороге в школу.
– Чтобы постепенно приучать малыша к самостоятельности, можно отправить его купить хлеба в магазине или просто оставить одного на полчаса дома. Такие задания вполне по силам детям, – говорит Е. Власенкова.
Ждать, пока тебя вызовут отвечать, ждать, пока прозвенит звонок на перемену, – терпению тоже необходимо учиться. Для этого родители должны создавать такие ситуации, в которых ребенку пришлось бы немного подождать, и говорить с ним о том, что человеку часто приходится проявлять терпение: в очереди в магазине, на почте, у кассы.
Ребенок должен научиться следить за тем, что происходит на уроке. Если он постоянно находится в собственных мыслях, учение будет даваться ему тяжело. Накормить вовремя кота, проветрить с утра комнату – чем больше таких рутинных заданий приходится выполнять ребенку, тем лучше он будет готов к школьному обучению.
Стоит ожидать и то, что ребенок не обязательно будет лучшим в классе, более того, ему часто будут указывать на ошибки. Хорошо, если он уже умеет справляться с такими ситуациями.
– Во время игр не стоит все время давать вашему малышу выигрывать, стоит постепенно знакомить его с понятием конкуренции. Проигрывать и не сдаваться – важное качество для школьной жизни, – обращает внимание психолог.
Многим школьникам с трудом удается сидеть тихо и долго. Поэтому важно выработать у ребенка способность контролировать собственную подвижность. Стоит предложить ему игры и занятия, требующие усидчивости, – рисовать, лепить, раскрашивать, вырезать, собирать пазлы или нанизывать на веревочку бусинки.
Бесспорно, родители должны знать, как у ребенка идут дела в школе: гордится ли он своими успехами, или же учеба дается ему тяжело, какие у него отношения с учителями и одноклассниками.
– Подталкивайте его к разговорам о том, что он чувствует, интересуйтесь его настроением: что ему нравится, что угнетает, чем он доволен. Ребенок должен понимать, что его мнение имеет значение, что к нему прислушиваются, – советует Е. Власенкова.
И, конечно же, не стоит забывать о том, что ребенок должен почувствовать радость от предстоящей перемены в жизни. Яркие карандаши и красивый ранец, забавная точилка, симпатичный мешок для сменной обуви – мелочи, но такие приятные для малыша.
Не стоит пугаться, если ребенку какие-то вещи сразу не удаются: он не может быть одинаково подготовлен во всех областях. У каждого человека и у каждого ученика есть сильные и слабые стороны. Не должно вызывать переживаний и то, что ребенку будет «нечего делать» в первом классе, если он отправится туда в семь лет.
Немало ребят еще до школы овладевают навыками чтения, счета и письма, но главная задача первоклассника – быстрая адаптация к школьным порядкам, возможность чувствовать себя комфортно в учебном заведении. Некоторым детям в шесть лет это пока не под силу. А от успешного старта во многом зависит и вся дальнейшая школьная жизнь.