На прошедшую недавно у нас ХII Международную конференцию «Нефть и газ Сахалина» съехались из 10 стран почти 250 участников. Наряду с представителями самой нефтегазовой отрасли и ее многочисленных смежников здесь были также финансисты, юристы и многие другие специалисты, в чьих услугах при реализации многомиллиардных проектов всегда нуждаются инвесторы. На конференции были и представители ведущей российской юридической фирмы «Пепеляев, Гольцблат и партнеры», предоставляющей своим клиентам полный спектр правовых услуг. С одним из налоговых партнеров этой фирмы, кандидатом юридических наук Рустемом Ахметшиным, и состоялась наша беседа.
– В числе клиентов вашей фирмы есть и компании, занятые освоением сахалинского шельфа. Это – Shell, Газпром, Schluberges, «Сахалин Энерджи» и другие. Они заняты в проектах, которые реализуются в рамках законодательства о СРП (Соглашений о разделе продукции). В последние годы это законодательство жестко критикуют очень многие политики. Порождает ли это новые проблемы при реализации проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2»?
– C юридической точки зрения СРП – это соглашение между государством и инвестором. Именно в соответствии с условиями такого соглашения реализуются масштабные, рассчитанные на много лет проекты, плоды которых – продукция и прибыль – распределяются между его участниками особым способом. Если говорить о сути способа, то она довольно проста: инвестор получает свою часть добытого углеводородного сырья, а государство – налоги (например, роялти), свою часть сырья и прибыли (с выходом проекта на самоокупаемость).
Казалось бы, все настолько очевидно, что никаких проблем и разночтений при выполнении таких соглашений не может возникнуть. Однако давайте вспомним: сахалинские шельфовые проекты реализуются с середины 90-х годов прошлого столетия. За это время наше российское законодательство менялось столько раз, что даже специалисты сразу не смогут ответить, какие именно юридические нормы действовали и применялись государством и инвестором 13–14 лет назад. Вот тут и возникает почва для различных коллизий.
Например, для успешного освоения сахалинских месторождений в свое время были созданы специальные органы (уполномоченный орган или наблюдательный совет), которые ежегодно рассматривают бюджеты очередных этапов проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2», а также утверждают затраты, которые производят компании-операторы. Эти специальные органы, в состав которых включены представители российской власти, были созданы для контроля за тем, насколько эффективно расходуются инвестиции, погашать которые затем придется российскими же нефтью и газом. Так вот, налоговые службы начали проверку… затрат, произведенных в рамках проектов за три минувших года. Формально они вроде как имеют на это право: есть компания, есть налоговая отчетность, есть и необходимость проверки. Но ведь здесь речь-то идет о совершенно особом случае: о затратах, уже утвержденных специальным органом, в составе которого есть уполномоченные на то представители государства!
Мне известны случаи, когда, несмотря на это, налоговые органы перепроверяли затраты, уже утвержденные специальным органом, пересчитывали налоговые поступления на десятки миллионов долларов, начисляли соответствующие пени и штрафы. Представители налоговых служб не признавали никаких уполномоченных органов и ссылались на свои полномочия, предусмотренные Налоговым кодексом. Но судебные решения подтвердили отсутствие у налоговых органов оснований для доначисления сумм налогов, пени и штрафов. Не углубляясь в юридические тонкости, отмечу главное: суды взяли в учет интересы государства в целом. Ведь именно государство заинтересовано в создании хорошего инвестиционного климата, в уверенности наших зарубежных партнеров, что их вложения в развитие российской экономики надежно защищены и гарантированы законом.
Хотел бы при этом подчеркнуть: никто не против налоговых проверок как таковых. Ведь те же компании-операторы могут нести затраты, никак не связанные с реализацией СРП, либо получать прибыль от деятельности, напрямую не касающейся шельфовых проектов. И понятно, что в этом случае налоговые службы могут вести себя иначе.
Поскольку шельфовые проекты на условиях СРП реализуются в нашей стране впервые, сама жизнь диктует изменения в существующем правовом поле. В Налоговый кодекс и в само законодательство о СРП необходимо внести дополнения или поправки, связанные со статусом специальных органов, утверждающих бюджет и затраты по проектам. Кто выступит их инициатором – местные органы власти или федеральные структуры – вопрос пока открытый. А вот помочь в качестве экспертов в разработке поправок мы могли бы, поскольку именно наши юристы на протяжении многих лет привлекаются в качестве экспертов Госдумой России и Советом Федерации, Минфином и Минэкономразвития именно для разработки нормативной базы.
– Многие сахалинцы уже слышали о так называемой «дедушкиной оговорке» в законодательстве о СРП, в соответствии с которой шельфовым проектам обеспечивается особый режим, если можно так выразиться, экономического и налогового благоприятствования. Зачем нужна эта самая «дедушкина оговорка» и насколько часто приходится ее применять?
– В соответствии с условиями СРП вновь вводимые законы не должны ухудшать положение инвестора. Это правило и называется «дедушкиной оговоркой». Но практика ее применения показала, что не всегда это положение правильно понимается налоговыми органами. Так, согласно СРП, по проекту «Сахалин-2» ставка налога на прибыль не должна превышать 32 процентов. Однако шло время, менялась налоговая политика, и сегодня ставка снизилась до 24 процентов. Сразу же возник вопрос: по какой же ставке облагать налогом прибыль всех компаний, которые участвуют в шельфовом проекте, в частности подрядчиков по этому проекту? В начале 2008 года Минфин специальным письмом разъяснил, что применять надо «старую» ставку и «старое» законодательство. Подрядчики проекта, скажем так, сильно удивились. Ведь если применять ставку в 32 процента, то и сам расчет налоговой базы теперь требуется делать на основе уже отмененного законодательства, и декларации нужно подавать по старым, уже отмененным формам, и льготы применять, которые уже не действуют, – потому и законность такого подхода тоже очень сомнительна. Возникло что-то вроде заколдованного круга, вырваться из которого пока получается только с помощью суда. Одно из таких дел мы ведем в настоящее время.
– В начале будущего года вступят в силу очередные изменения Налогового кодекса, что повлечет изменение порядка расчета налоговой базы, исчисления налогов и т. п. Имеют ли эти нововведения какое-то отношение к компаниям, которые участвуют в освоении сахалинского шельфа, и их подрядчикам?
– Действительно, с 1 января следующего года редакция Налогового кодекса опять изменится, а в последующем грядут и еще более существенные изменения. И не только потому, что меняется Налоговый кодекс, меняется сама налоговая политика государства. Сейчас правительство рассматривает подготовленные Минфином Основные направления налоговой политики на ближайшие три года. Деятельность в рамках СРП здесь может затрагиваться сразу в нескольких аспектах. Так, известно, что в документе будет уделено внимание вопросам подтверждения рыночной стоимости товаров (так называемое трансфертное ценообразование). Речь идет, если говорить упрощенно, об одном из механизмов контроля за уходом ряда компаний от налогообложения путем перераспределения прибыли внутри холдинга. Например, экспортные поставки продукции могут осуществляться внутри группы родственных компаний. Выстраивается цепочка, внутри которой цены назначаются по внутреннему соглашению, предусматривающему минимальные налоги, а конечный продукт продается по максимальной цене или вообще за рубежом. Естественно, что ни одно государство с подобными схемами не согласится. Поэтому Минфин предлагает новые методы контроля за экспортными сделками, чтобы воспрепятствовать переносу прибыли, в том числе в целях минимизации налогообложения, с одних компаний внутри холдинга на другие.
Не исключено, что под особым вниманием окажутся и оффшорные зоны и зарегистрированные там компании. Минфин намерен сделать прозрачной информацию о том, какие бизнес-операции там производятся и какую прибыль получают оффшорные компании. Одной из возможных мер усиления контроля называют введение нормы, согласно которой полученная в оффшоре прибыль может быть отнесена на счет учредителя, который зарегистрирован и действует в другой стране.
В связи с изменением Налогового кодекса с 1 января вместо применения так называемого линейного метода амортизационных отчислений нефтегазовые компании, как, впрочем, и компании других отраслей, вправе перейти на нелинейный. Например, купили вы буровую установку или какое-то другое оборудование. Прежде вы могли списать 10 процентов ее стоимости сразу, а остальное «амортизировать» в течение срока службы – скажем, 10–15 лет, равными долями. Теперь же порядок меняется. Одновременно правительство рассматривает возможность предоставления права единовременно списывать до 30 процентов стоимости основных фондов – правда, эти поправки планируются не ранее 2010 года. Применяя этот новый порядок, да еще и нелинейный способ амортизации, налогоплательщики смогут списывать стоимость основных фондов в ускоренном порядке, быстрее признавать эти расходы в своем налоговом учете, то есть существенно уменьшать свой налог на прибыль уже в первые годы эксплуатации оборудования, а не равномерно в течение всего срока службы.
Конечно, я упрощаю предстоящие изменения, на самом деле механизм выглядит сложнее. Но, думается, суть очевидна: в налоговой сфере ожидаются и такие перемены, которые пойдут только на пользу инвестору. Другое дело, что не каждый из инвесторов, даже много лет работающих на российском рынке, готов оценить все «минусы» и «плюсы» предстоящих налоговых реформ, а также эффективно использовать нововведения. Но для этого есть консультанты и юристы, которые помогут разобраться в хитросплетениях российской налоговой политики, оптимизировать свой бизнес, просчитать ближайшие перспективы.
Беседу вел Сергей Сактаганов
СВЕДЕНИЯ О СОБЕСЕДНИКЕ
Рустем Ирекович Ахметшин – партнер юридической фирмы «Пепеляев, Гольцблат и партнеры», кандидат юридических наук. Специализируется в области налогового права, включая налоговое консультирование и разрешение налоговых споров, законодательство по СРП.
Р. Ахметшин имеет большой опыт консультирования клиентов по широкому кругу вопросов налогообложения, исчисления и уплаты налогов, в частности по решению сложных вопросов применения законодательства по НДС, налогу на прибыль организаций, применения льгот по НДС и налогу на недропользования и другим.
Неоднократно принимал участие в реализации комплексных консультационных проектов, осуществлял юридическое сопровождение в области налогообложения сделок по слиянию и поглощению с участием транснациональных компаний, крупных инвестиционных проектов.
На постоянной основе консультирует крупные российские предприятия и предприятия с иностранными инвестициями, имеющие разнообразные формы собственности и структуру капитала, занятые в самых различных отраслях экономики. Проблемами компаний, участвующих в реализации сахалинских шельфовых проектов, занимается с 2000 года. Имеет богатый опыт успешного ведения налоговых дел в арбитражных судах, судах общей юрисдикции, Третейском суде при ТПП РФ и Конституционном суде РФ.
Участвовал в проектах, связанных с подготовкой законопроектов, направленных, в частности, на внесение изменений в налоговое законодательство.
Является автором многочисленных публикаций по актуальным проблемам налогообложения.
- «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» предоставляет широкий спектр правовых услуг во всех регионах России, странах СНГ и за рубежом. В компании работают более 200 юристов в двух офисах – Москве и в Санкт-Петербурге.
Сегодня клиентами компании являются более 800 российских и зарубежных предприятий и организаций различных отраслей экономики.
В числе ее клиентов наряду с известными нефтегазовыми объединениями также и другие компании с мировыми брендами. В их числе – Mars, Coca-Cola, Shell, Газпром, Сургутнефтегаз, Schluberges, «Сахалин Энерджи», British American Tobacco, Japan Bank for International Cooperation (JBIC), Ford и другие.
- Компания предоставляет широкий спектр услуг, касающихся налоговых споров, корпоративной практики слияния и поглощения, юридического сопровождения инвестиционных проектов, земли, недвижимости и строительства, таможенного и валютного регулирования, уголовно-правовой защиты бизнеса, природных ресурсов и многого другого. За период с 2002 по 2007 год при содействии юристов компании в различных регионах России было успешно осуществлено более 500 проектов с землей и недвижимостью, а также строительных проектов преимущественно в интересах крупных иностранных инвесторов.
- На российском рынке юридических услуг компания «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» у зарубежных клиентов пользуется неоспоримым авторитетом. Например, известный деловой журнал «Форбс», отмечая, что она вышла в лидеры рынка, сообщает: «За последние полтора года юристы фирмы провели сопровождение сделок по слиянию, поглощению и другой концентрации бизнеса на общую сумму около 3 млрд долларов США. Это – лучшие налоговые консультанты в России…»
- Представляя интересы всемирно известного производителя безалкогольных напитков, адвокаты компании добились аннулирования недобросовестной регистрации товарного знака на имя некоего предпринимателя, который требовал выплаты ему компенсации в размере 20 млн. долларов США.
Специалисты компании оказали клиентам практическое содействие в осуществлении прямых иностранных инвестиций в Россию на сумму более 10 млрд долларов США.
|