В последнее время развитию малого и среднего бизнеса в нашей стране уделяется особое внимание. В контексте антикризисных мер, предложенных недавно президентом и главой правительства, идет работа и на местах, в целом ряде регионов. Недавно комитет по экономическому развитию Сахалинской облдумы рассмотрел законопроект, который как раз и касается развития этой категории предпринимательства в островной области. О нем – наша беседа с председателем комитета Владимиром Воронцовым.
– Почему именно сегодня, как говорится, «дошли руки» до разработки такого областного законодательного акта, если схожий федеральный закон был принят еще летом 2007 года?
– Это стало уже своеобразной аксиомой: ни один закон не может эффективно действовать без «сопроводительного» пакета нормативных актов, которые конкретизируют и развивают отношения между субъектами права. Проще говоря, закон в целом определяет, как строится взаимодействие, например, малого бизнеса и органов власти, а нормативные акты отвечают уже на более узкие вопросы: кто из них, что именно и когда должен делать для общей пользы?.. Но так же верно и другое: многие из законов словно бы подводят итог тем правоотношениям, что действовали прежде, и вносят коррективы, подсказанные жизнью.
Так и произошло с упомянутым областным законопроектом. Не случайно же, что именно в 2007–2008 годах у нас было принято большое количество постановлений и распоряжений администрации области, касавшихся поддержки малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве, в рыбопромышленном комплексе и ряде других отраслей. В основном они и предназначались для реализации положений названного выше федерального закона. А если учесть, что он многое изменил в отношениях между малым бизнесом и властью, то возникла и необходимость привести в соответствие с ним действующее областное законодательство. И уж самое последнее, что повлияло на разработку нового законопроекта, – это начавшийся мировой финансовый кризис и его последствия, затронувшие и нашу страну.
Разработчиком нового законопроекта выступил комитет экономики администрации области, и если брать в целом, то предложенный нам документ отвечает целям, определенным для малого и среднего бизнеса в Стратегии развития области до 2020 года. Однако обсуждение законопроекта в профильном комитете показало, что целый ряд его положений требует серьезной доработки. В частности, представители контрольно-счетной палаты Сахалинской Думы совершенно справедливо указали на то, что в законопроект введена статья об отчуждении недвижимого госимущества в пользу предпринимателей, хотя такая форма поддержки действующим законодательством не предусматривается. Немало вопросов, в свою очередь, возникло у специалистов нашего государственно-правового управления и у депутатов, принимавших участие в заседании профильного комитета. Словом, законопроект требуется «довести до ума», причем сделать это надо в кратчайшие сроки и общими усилиями.
– Помнится, в свое время Сахалинская областная Дума утверждала целевую программу поддержки малого и среднего предпринимательства, под которую планировалось выделение денег из бюджета. Между тем разработчики нового областного закона утверждают, что для его реализации затрат из общей казны сахалинцев не потребуется. Нет ли тут противоречия?
– Повторю: будущий закон формулирует лишь общие направления, принципы и формы поддержки малого и среднего бизнеса. А вот во что это нам обойдется – вопрос уже другой. На него должны ответить, например, поправки к принятым ранее областным законам о транспортном налоге и налоге на имущество. Своих затрат потребует и областная целевая программа развития этого сектора экономики, которую еще тоже предстоит подготовить и принять на период 2009–2011 годы.
Насколько большое количество сахалинцев «затронет» новый закон и связанные с ним нормативные акты, лучше всего скажет статистика. Сегодня на Сахалине и Курилах действует более 4,3 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса. Предприятия этого сектора экономики дают работу свыше 38 тыс. человек, а это – весомая часть занятого населения. Согласитесь, вес и влияние малого и среднего бизнеса весьма существенны. Особенно если учесть, что многие такие предприятия в торговле, транспорте, гостиничном бизнесе и других секторах экономики и социальной сферы создают те виды продукции и услуг, которыми никогда не занимались и не будут заниматься по определению «стратегические» отрасли.
О масштабах же бюджетных затрат говорить пока действительно рано. Во-первых, предстоит рассчитать, на сколько снизятся наши доходы, если будут введены льготы по местным налогам, по сдаче в аренду малому и среднему бизнесу госсобственности, а также из-за других мер поддержки. Второе, что предстоит учесть, – прямые траты из бюджета, с помощью которых мы постараемся облегчить предпринимателям выплату части процентных ставок по кредитам и лизингу. И, наконец, надо взять в учет возможности софинансирования этой целевой программы, для реализации которой традиционно планировалось привлечение средств федерального, областного и муниципальных бюджетов. А суммы здесь ожидаются очень солидные. Например, Владимир Путин, назвав развитие этого сектора предпринимательства «стратегическим направлением», заметил в ходе недавнего визита в Ярославскую область, что в следующем году планируется выделить из бюджета свыше 10 млрд. рублей, а по линии Банка развития на те же цели – еще 30 млрд. рублей. А суть принятых решений глава правительства объяснил так: социологические опросы показывают, что значительное число граждан, особенно среди молодежи, стремится создать собственное дело, и задача государства – помочь им…
– Наряду с общими положениями, которые касаются малого и среднего бизнеса, отдельные статьи законопроекта посвящены его поддержке в конкретных отраслях – рыбной, сельском хозяйстве, в ремесленной и внешнеэкономической деятельности, в жилищно-коммунальном хозяйстве и лесопромышленном комплексе. Почему названы именно они?
– Многие из предприятий этих отраслей в небольших поселках и селах являются, по сути дела, градообразующими. Закроются они – людям просто не на что будет жить. Еще один аргумент в пользу подобного выбора: практика последних лет подтвердила, что малый бизнес показал наибольшие способности к выживанию и развитию именно в этих отраслях. Наконец, надо взять в учет уже проявившие себя и еще только возможные последствия кризиса. А они заставляют «дать зеленый свет» производителям отечественной продукции и одновременно – преференции нашим экспортерам. Ну а про необходимость реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве говорилось уже так много и часто, что повторяться здесь нет смысла.
Хотел бы подчеркнуть: нам не приходится начинать на пустом месте. Некоторые из мер поддержки малого и среднего бизнеса в островной области применяются уже не первый год – например, известное многим нашим рыбакам и сельхозпроизводителям погашение части процентных ставок по банковским кредитам. Но вот в муниципальных образованиях собственные целевые программы поддержки этого сектора экономики есть далеко не везде. И тут есть чему поучиться, например, у компаний «Эксон» и «Сахалинская Энергия», которые в свое время разработали и ввели в действие программу малого кредитования в ряде северных и центральных районов области. Наверняка будет для нас полезен и опыт других регионов страны, где малый и средний бизнес развивают и поддерживают более энергично.
– До Нового года, в котором, судя по всему, и будет введен в действие новый закон, остается совсем немного. Что пожелали бы читателям и избирателям, занятым в малом и среднем бизнесе?
Чтобы у них все было, а им за это ничего не было!.. А если серьезно, то пусть у нашего малого и среднего бизнеса будут только маленькие налоги, большие доходы и радующие всех перспективы!
|